Что нужно включить в договор с подрядчиком по SEO, чтобы не быть обманутым

 

Как заказчик заключает договор с подрядчиком по SEO?

Вначале он находит подходящее агентство или фрилансера. Затем агентство предоставляет свой типовой договор. Конечно, заказчик его внимательно изучает и согласовывает с юристами.  Но вот только ни сам заказчик, ни юристы почти ничего не знают про SEO, и про то, что агентства составляют договор таким образом, что ни за что не несут ответственности.

Проходит пол года или год, заказчик не видит увеличения продаж c сайта, хотя ежемесячно вкладывает в SEO пятизначную или шестизначную сумму. У заказчика появляется логичный вопрос: «Куда тратятся мои деньги?»

Заказчик не получает вразумительного ответа и принимает решение прекратить сотрудничество с подрядчиком. Естественно, подрядчик не собирается возвращать никаких денег, да и в договоре этого не было. Да ещё требует от Вас оплатить последний месяц. Знакомая ситуация?

Я практикующий SEO специалист. Я знаю тонкости работы поисковых систем, я знаю, как подрядчики по SEO могут обманывать своих клиентов.  И мне очень грустно оттого, что таких агентств достаточно много.

Поэтому, я попытаюсь Вам помочь, и расскажу, что же нужно включить в договор заказчику, чтобы не стать жертвой агентства по SEO. Правки будут разбиты по разделам типового договора по SEO. Кроме этого, везде будут мои комментарии, зачем это нужно.

i. Термины и определения

i. Ключевые слова – фразы, согласованные сторонами в Приложении №1, по которым будет осуществляться продвижение в поисковых системах.

Комментарий:

Очень важно детально подойти к проверке ключевых слов, предоставленных подрядчиком перед подписанием. На что следует обратить внимание:

  1. Попросите подрядчика собрать базовую частотность и точную частотность. Базовая частотность – то, сколько эти слова упоминаются во всех других фразах, точная – то, сколько искали именно эту фразу. Если фраза имеет точную частотность, равную нулю, то такую фразу никто не ищет, и утверждать её нет смысла (продвигаться по таким фразам легче, а трафика у Вас от этого не прибавится). Также попросите для каждой фразы рассчитать соотношение «базовая частотность»/ «точная частотность». Фразы, для которых это соотношение больше 50 тоже нет смысла утверждать.
  2. Стоит исключить фразы, по которым Вы не можете, и не собираетесь давать релевантный ответ. Например, если в фразы попали товары брендов, которые Вы не продаёте.
  3. Для каждой фразы должны быть измерены позиции сайта в Вашем регионе в Яндексе и Google. В Приложении 1 должна быть ссылка на инструмент, с помощью которого подрядчик это сделал. Кроме этого, в Приложении 1 должна быть сводная таблица, в которой зафиксирован факт того, что на начало работ в ТОП10 Яндекса находится XX% фраз, аналогично для Google. В договоре позже будет указано, что исполнитель получает премию только в случае, если в ТОП10 Яндекса и в ТОП10 Google станет YY% из утверждённых Вами запросов.

 

i. Предмет договора

i. Исполнитель обязуется обеспечить для YY% запросов из Приложения №1 нахождение  в ТОП10 выдачи Яндекса и в ТОП10 выдачи Google в регионе XXX к XX.XX.XXXX г. Определение позиций будет осуществляться с помощью сайта www.site.ru

Комментарий:

Избегайте расплывчатой формулировки в этом пункте. Никаких «обеспечивать раскрутку сайта в поисковых системах». Ставьте конкретные KPI и конкретные сроки достижения целей. Скорее всего, подрядчик Вам скажет, что не может гарантировать результат к XX.XX.XXXX. Попробуйте найти компромисс, сместив срок в сторону исполнителя. Но срок должен быть установлен. Если исполнитель категорически отказывается, возможно, стоит поискать нового подрядчика.

Когда исполнитель достигнет поставленных целей, нужно будет заключить дополнительное соглашение, в котором будут оговорены новые KPI и вознаграждение за достижение этих KPI.

 

i. Порядок оказания услуг

i. Заказчик самостоятельно принимает решение о предоставлении доступов Исполнителю. Если Заказчик в течение 3 рабочих дней не предоставляет исполнителю все данные от сайта, которые запрашивал Исполнитель,  Заказчик обязуется в течение 14 рабочих дней выполнять требования Исполнителя по доработке сайта.

Комментарий:

Подрядчик Часто требует в договоре от Вас предоставления ему всех необходимых доступов. Возможно, Вы примете решение осуществлять доработки по сайту, которые будет рекомендовать сделать исполнитель своими силами, тогда  доступы к Вашему сайту исполнителю не нужны, и он не вправе их от Вас требовать.

i. Исполнитель обязуется не передавать данные для доступа к сайту, которые ему передал Заказчик третьим лицам.

Комментарий:

Вполне очевидный пункт, про который многие забывают. Кроме этого, в случае прекращения отношений с подрядчиком, не забудьте поменять все пароли от всех аккаунтов от сайта, даже от тех, к которым у подрядчика не было доступов. А ещё лучше это сделать до того, как Вы прекратите отношения. Не забудьте сменить пароли от почтовых ящиков, инструментов аналитики и всех прочих инструментов, к которым был доступ у подрядчика.

 i. Исполнитель обязуется все необходимые инструменты для продвижения сайта и аналитики продвижения создавать только на контактный email Заказчика: xxx@xxx.xx. Все созданные аккаунты являются собственностью Заказчика. Исполнитель обязуется в течение 3 рабочих дней предоставить Заказчику полный доступ от любого инструмента, которым будет пользоваться Исполнитель. Исполнитель обязуется не использовать данные аккаунты для продвижения  сайтов, не принадлежащих Заказчику.

Комментарий:

В случае прекращения отношений с подрядчиком Все инструменты, с помощью которых продвигался сайт должны оставаться у Вас. В противном случае это может грозить Вам последствиями. Расскажу пример. Сайт продвигался подрядчиком с помощью ссылок, которые закупались на sape.ru. На Sape преимущественно арендные ссылки. Т.е. если Вы не платите деньги, через месяц эти ссылки удаляются. В один прекрасный день заказчик решает прекратить взаимодействие с подрядчиком. Заказчик и не знает, что существует инструмент Sape. Естественно, при прекращении отношений ссылки перестают закупаться, и как следствие, через месяц сайт очень сильно теряет позиции, так как ссылок было много. И исполнитель в этом не виноват. Он же не может до конца жизни продлять ссылки подрядчику, с которым не работает. К сожалению, момент, когда сайт потерял позиции совпал с моментом, когда новый подрядчик получил доступы к сайту. Естественно, к новому подрядчику сразу очень много вопросов. Ему пришлось потратить достаточно времени для того, чтобы понять причину резкого падения позиций.

 

i. Порядок оплаты услуг

i. За оказание услуг по настоящему договору Заказчик выплачивает Исполнителю вознаграждение в размере XX рублей ежемесячно. При достижении исполнителем результатов, оговорённых в пункте i.i Заказчик обязуется выплатить Исполнителю дополнительную премию в размере YY рублей.

Комментарий:

Я уже писал о возможных способах взаиморасчета с подрядчиком по SEO.  На мой взгляд, самый надёжный для Вас – фиксированная ежемесячная оплата + существенные материальные премии при достижении обещанных результатов по позициям. Это при учёте, что Вы согласовали фразы и убедились, что там нет «пустых» и лишних запросов.   Без фиксированной ежемесячной оплаты с Вами никто не будет работать. Если премия будет выплачиваться за увеличение трафика, то в данном случае довольно легко накрутить дополнительные переходы на Ваш сайт. За процент от продаж с Вами тоже никто работать не будет, так как никто не знает, насколько хорошо работает Ваш отдел продаж.

 

i. Ответственность сторон

i. Заказчик обязуется оповещать Исполнителя не менее, чем за 3 рабочих дня о всех изменениях, которые Заказчик собирается вносить на сайте.

Комментарий:

Этот пункт будет в любом договоре любого SEO агентства. Исполнитель действительно имеет на это право, так как Ваши действия могут негативно сказаться на его работе. Но это даёт нам возможность переложить всю ответственность на агентство за наложение санкций поисковых систем, и потребовать с них материальную компенсацию.

i. Исполнитель обязуется не использовать запрещённые Поисковыми системами методы продвижения. Исполнитель несёт полную ответственность, если в период действия договора на сайт Заказчика будут наложены санкции поисковых систем, в том числе:

i.i Минусинск (Яндекс). Наличие санкции определяется с помощью сайта https://webmaster.yandex.ru

i.i Баден-Баден (Яндекс). Наличие санкции определяется с помощью сайта https://webmaster.yandex.ru

i.i АГС (Яндекс). Наличие санкции определяется с помощью сайта https://webmaster.yandex.ru

i.i Манипулирование поведенческими факторами (Яндекс). Наличие санкции определяется с помощью сайта https://webmaster.yandex.ru

i.i Penguin (Google).

В случае, если в период действия настоящего договора сайт попадает под любые из вышеперечисленных санкций, Исполнитель обязуется выплатить Заказчику штрафную неустойку в размере XX рублей.

i. В случае наложения любой из вышеперечисленных санкций Исполнитель обязуется в течение 3 рабочих дней оповестить об этом Заказчика.

Комментарий:

У поисковых систем сейчас существует довольно большое количество санкций, из-за которых Ваш сайт может быть полностью исключен из выдачи на срок до 8 месяцев (в самом худшем варианте). Наказывают поисковики за использование запрещённых методов продвижения.

Поисковая оптимизация сейчас устроена таким образом, что практически все оптимизаторы используют в той или иной степени методы, за которые можно получить санкции. Например, закупка ссылок с других сайтов наказывается поисковиками, но без этого во многих тематиках не получится успешного продвижения. Поэтому, ссылки закупаются, но по определённым правилам, чтобы не получить санкции.

А выводить сайт из под санкций довольно тяжело, поэтому, вполне вероятна ситуация, что подрядчик сам откажется от дальнейшей работы с Вами, если Ваш сайт попадёт под санкции. А разгребать всё это придётся Вам.

Подрядчик должен нести ответственность (в том числе материальную), если по его  вине Ваш сайт наказали поисковики. Этого Вы точно не найдёте ни в одном типовом  договоре SEO агентств.

Я рекомендую Вам самостоятельно регулярно (хотя бы раз в месяц) заходить в Вебмастер, и проверять наличие санкций. Вот такое сообщение Вы увидите, если сайт попал под санкции:

Я очень надеюсь, что эти простые рекомендации помогут Вам найти и заключить договор с надёжным подрядчиком по SEO, с которым Вы построите долгие и партнёрские отношения! Но учтите, что такие «дерзкие» правки в договор не вносит практически никто, поэтому, это будет шоком для агентств. Вам придётся провести переговоры с десятком агентств, пока не найдёте того, кто согласится работать на Ваших условиях. Но оно того стоит!

Ещё больше информации о том, как найти и контролировать подрядчика по SEO я рассказываю на своём авторском курсе SEO: контроль подрядчика.

 

Комментарии

Никита Селиванов

Остались вопросы? Пиши в комментарии, я отвечу!