Как нас обманывают SEO агентства

Тяжело довериться подрядчику в чём-либо, когда Вы ничего в этом не понимаете. Для многих seo оптимизация кажется чем-то совсем далёким и непонятным. К сожалению, это отчасти верно и для самих сеошников.

SEO специалисты сами не знают, как работают поисковые системы.

Я уже чувствую, как в меня полетели камни от матёрых seoшников. Сейчас я поясню свою мысль. Яндекс и Google не заинтересованы, чтобы были люди, которые умеют выводить сайты на первые места в поисковых системах! Им выгодно, чтобы люди вкладывались в контекстную рекламу, а seo для них оставался тёмным лесом. Это логично, ведь по данным самого Яндекса доход компании с рекламы составляет 15,8 млрд рублей за первый квартал 2016 года и составляет 96% от дохода всей компании. Вы только вдумайтесь, Яндекс живёт за счёт рекламы!

Поэтому, в блоге Яндекса и Google для вебмастеров довольно мало практической информации по SEO. Конечно, там подробно расписано про заполнение title, robots.txt и микроразметку, но воздействие только на эти базовые вещи уже не поможет Вам попасть в ТОП.

Как же тогда продвигают сайты seoшники? У каждого из нас есть практический опыт, мы много экспериментируем и анализируем, и через несколько лет практики, мы уже сами понимаем, что одни факторы хорошо работают, другие обязательно должны быть, а третьими можно пренебречь для данной тематики. Т.е. мы делаем для заказчика то, что дало нам результаты на десятках других проектов.

Кроме этого, поисковые системы сейчас используют алгоритмы машинного обучения. Например, Матрикснет у Яндекса. Это означает, что даже сами разработчики Яндекса и Google могут не знать, какие именно закономерности выявляются при машинном обучении. Это подтверждал и Илья Сегалович. Хотя, утверждается, что алгоритм устойчив к переобучению.

Как могут обманывать SEO агентства.

Я сам seo специалист, занимаюсь интернет-маркетингом с 2011 года. И сейчас я поделюсь некоторыми секретами, которые могут использовать недобросовестные подрядчики. К моему сожалению, таких довольно много. Хотя нет, мне это даже на руку - чем больше таких исполнителей, тем ценнее специалисты высокого уровня. 

Методы обмана при достижении KPI.

KPI - определённые показатели эффективности работы подрядчика, о которых вы договорились с seo агентством в самом начале. Вот возможные варианты взаимодействия с подрядчиком по seo: 

  • Фиксированная ежемесячная оплата. На мой взгляд при работе с любым сотрудником / агентством должны быть показатели эффективности. Если таких нет, и оплата идёт в любом случае, то подрядчика тяжело проверить. Он Вам ничего не обещает, и это позволяет ему расслабиться.  
  • Фиксированная ежемесячная оплата + премии за трафик. Начнём с первой схемы обмана в данном случае: к Вам могут привлечь трафик по нецелевым запросам, которые не увеличивают Ваши продажи. Это могут быть информационные запросы из смежной тематики, по которой легче продвигаться, чем по Вашей. Но премию Вы всё равно заплатите, так как трафик вырос на XXX процентов. В этом случае (как и в других) нужно отслеживать конверсию  (соотношение трафика в продажи). Для этого нужно устанавливать цели в Яндекс Метрике / Google Analytics и устанавливать Коллтрекинг (он позволяет подменять номер телефона на сайте, если посетитель пришёл с определённого источника на сайт). Очень мощное и экономичное решение - статический коллтрекинг Яндекс.Звонки. Подключить его можно в Метрике. Связка цели + коллтрекинг позволит вам понять, сколько лидов приносит Вам каждый канал в отдельности, будь то контекстная реклама или seo.

    Другая схема - собственно накрутка трафика. Сам лично видел такие отчёты в Метрике, когда перед завершением отчётного периода на сайт осуществляются переходы позапросу "целевой_запрос Название_компании". Всё это выглядело очень смешно, учитывая то, что у компании не было сильного бренда, и во все остальные дни месяца, кроме 29-го числа этот бренд никто не искал, а именно 28-29 числа начинаются переходыпо таким запросам. Я сейчас объясню, зачем это делается: у seo агенства не получилось вывести сайт в топ по запросу "целевой запрос". Но премию же хочется. Поэтому, в конце месяца заказываются переходы по запросам "целевой_запрос Название_компании". Естественно, такие запросы в реальной жизни никто не ищет и наш сайт по ним будет на первом месте. Есть даже специальные сервисы, которые помогают осуществлять такую накрутку, например, Юзератор . Кстати, не своетую самостоятельно крутить здесь поведенческие, за накрутку сейчас оченьжесткие санкции от поисковых систем.

    Как итог: при взаимодействии с подрядчиком таким способом потребуйте у исполнителя доступы к Метрике и Analytics и перед датой получения отчёта проверьте, по каким же запросам к Вам идут переходы. Возможно, они не самые целевые. Посмотреть это в Метрике можно в отчёте "Отчёты -> Стандартные отчёты -> Источники -> Поисковые фразы"
  • Фиксированная ежемесячная оплата + премии за улучшение позиций. В данном случае Вас тоже очень легко обмануть. Для продвижения выбираются пустые запросы. Начнём с того, что у запросов есть частотность. Её можно посмотреть по вордстату: Введите какой-нибудь запрос, уточните регион, и сервис Вам покажет его базовую частотность. Базовая частотность - это количество запросов к Яндексу за последний месяц, в которых содержались указанные слова

    Когда Вам показывают подобранные запросы, Вам показывают именно их базовую частотность. Но о том, что этот Вордстат съедает и игнорирует все предлоги, склонения, падежи Вам не говорят. А ещё не говорят о том, что есть точная частотность - то, сколько именно этот запрос, который Вы ввели ищут в Яндексе. Это можно проверить заключив всю фразу в кавычки и поставив перед каждым словом восклицательный знак, а перед союзами и предлогами плюс. Например, так: "!отдых +в !карелию !цены". И для такого запроса точная частотность уже будет равна нулю, потому что в такой формулировке его никто не ищет:

    Но продвигаться по таким запросам легче, так как по ним меньше конкуренция. Таким образом, в семантическое ядро добавляется множество пустых запросов, у которых точная частотность равна нулю.

    Что же делать в таком случае? Попросите подрядчика для всех ключевых фраз, которые он подобрал собрать базовую и точную частотность. Затем, Ваша задача исключить все пустые запросы, а также те, у которых базовая частотность в 50 раз и более превосходит точную частотность. Потом оставшиеся фразы нужно согласовать и поставить свою подпись. И именно по этим фразам уже нужно оценивать изменение позиций. Есть удобные сервисы, например Топвизор, которые сами могут собирать позиции в любом регионе по определённым запросам для Вашего сайта и сводить их в удобную таблицу, что в апреле в ТОП10 Яндекса было 15% запросов, а в июле уже 35%. Также строят график средней позиции сайта по всем запросам.
  • Фиксированная ежемесячная оплата + премии за звонки. После второго пункта стоит ли объяснять, что звонки очень легко накрутить, и это, к сожалению, не всегда ведёт к увеличению продаж с сайта.
  • Фиксированная ежемесячная оплата + премии за продажи. А на таких условиях ни одно SEO агентство с Вами работать не будет. Никто не знает, как работает Ваш отдел продаж. Возможно, SEO агентство и сделает всё правильно, а Ваш менеджер по продажам не возьмёт трубку, так как она в этот момент пьёт чай и ей неудобно ответить.
  • Продвижение с оплатой за результат. Как работают такие компании: они набирают 10-50 проектов, и для них под копирку делают одинаковые действия, не требующие больших усилий: пишут несколько уникальных текстов, прописывают title, description, h1, иногда устраняют дубли. Для некоторых сайтов с большим трастом (уровнем доверия от поисковых систем) этого будет достаточно. С остальными не получилось, ну и фиг с ними... В таких случаях оплата за результат довольно высокая, и покрывает расходы на проекты, для которых эти базовые действия не помогли. Устроит ли Вас такой подход "на отвали" к Вашему сайту?

Резюмирую: На мой взгляд оптимальный способ взаимодействия с подрядчиком по SEO - Фиксированная ежемесячная оплата + премии за улучшение позиций (вариант №3). Он тяжелее всего поддаётся накрутке. Но при этом Вы сами на начальном этапе просматриваете всё семантическое ядро, все ли запросы подходят Вашей тематике, все ли запросы не нулевые и ставите свою подпись. Для большого семантического ядра у вас может уйти на это целый день. После этого, выплачиваете премии seo агентству / seo-специалисту, если процент вхождения в ТОП10 определённого количества запросов достиг, например 30% или 50%.

Возможно, какие-то агентства откажутся от такого варианта взаимодействия, и у них будут на то причины. Но, конкуренция среди seo агентств сейчас очень высокая, и реально найти хорошую студию, которая примет Ваши условия.

Комментарии

Никита Селиванов

Остались вопросы? Пиши в комментарии, я отвечу!